Педагогам

Циклограмма работы классных руководителей

Как учитель может помочь ученику выбрать будущую профессию

Выбор старшеклассником будущей специализации, и как итог — профессии — может происходить не только на основании собственных желаний, стремлений подростка. В выборе профессиональной сферы деятельности важную роль может сыграть педагог, преподающий школьные дисциплины:

  • Учитель может выявить склонности ученика к определённым предметам, уровень уже имеющихся навыков, стремление получать новые знания, умения. Учитывая все имеющиеся данные о воспитаннике, преподаватель может способствовать большей заинтересованности в выборе профессии, наиболее соответствующей психологии ученика, его интеллектуальным способностям, врождённым задаткам. Профессия способствует идентификации подростка, формированию иерархии предпочтений. Учитель может подсказать именно ту специализацию, которая поможет наиболее полно реализовать потенциал учащегося. В таком случае движение в профессии осуществляется через развёртывание, развитие и совершенствование качеств и способностей личности. Если в момент выбора профессии способности находились в потенциальном состоянии, то профессия актуализирует их и тем самым открывает перспективы развития личности.
  • Помимо знаний, склонностей ученика к освоению определённых профессиональных навыков, помощь учителя в выборе профессии состоит в определении эмоциональных качеств учащегося, его стремлению к обретению специализации. Таким образом, совпадение с профессией обуславливается также творческой активностью подростка. Важным фактором, при котором ученик действительно будет прислушиваться к советам педагога, является найти подход к подростку.
  • Личный пример учителя может воспитать подобное поведение при исполнении своих профессиональных обязанностей будущим работником. Это формируется за счёт выработки личностного подхода — не просто учёта индивидуальных особенностей учащихся, но и последовательное, искреннее отношение к ученику как к личности, ответственному и самостоятельному человеку.

Таким образом, учитель может помочь ученику выбрать подходящую профессию, своевременно выявив его склонности, навыки; создав соответствующие условия для их развития; поддерживая заинтересованность в получении специализации. Наиболее эффективным является способ партнёрства, когда учитель не навязывает свою волю, желание учащемуся, но лишь направляет его стремления, знания, навыки для получения наиболее подходящей профессии. 

Источник: https://buki-repetitor.ru/news/kak-uchitel-mozhet-pomoch-ucheniku-vybrat-budushchuyu-professiyu/

 

Этапы и содержание профориентационной работы в школе

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

  • Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
  • Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
  • Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.

5-7 классы:

  • Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
  • Представления о собственных интересах и возможностях.
  • Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

  • Групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе дальнейшего обучения.
  • Формирование представления о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

10-11 классы:

  • Формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности.
  • Оценка и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.